Романтизация образа абреков в традиционном сознании горцев Кавказа – еще одно измерение темы абреков. Художественная литература, произведения кавказских авторов – Керашева, Базоркина, Амирэджиби, Кешокова и др. – отражает представления, которые существовали в местной среде.
Официально Русско-Кавказская война кончилась в 1859 году с пленением имама Шамиля князем Барятинским. В 1864 году пал последний оплот имамата Шамиля - Черкесия. 28 мая 1864 года в местечке Красная Поляна был подписан Манифест об окончании Кавказской войны.
Ревностные последователи Корана покорные черкесы едва ли могут быть откровенно преданными русскому правительству; ни удобства жизни, ни спокойствие, ни подарки, которыми они пользуются, по крайней мере до сего времени, не уничтожили в них скрытого чувства ненависти к русским, разноверцам и завоевателям их... преданности [черкесов] купить нельзя
"...После окончания Кавказской войны племена Западного Кавказа, не желавшие покидать родину и переселяться с гор на равнины или даже в Турцию, пытались отстоять свою свободу с оружием в руках. Но, теснимые явно превосходящими силами, вынуждены были прекратить сопротивление.
Разумеется, на Кавказе нередко встречались и благородные гачаги, такие, как Робин Гуд из английского народного эпоса XII века, Карл Моор – немецкого поэта Иоганна Шиллера, и Дубровский великого Пушкина, и Жан Сбогар французского драматурга Шарля Нодья…
В начале ХХ в. активизировалось абреческое движение. Исследователи А. И. Хасбулатов и А.К.Джанаев определили абречество, как разновидность крестьянского движения, направленного против социального и национального угнетения. Абреки выступали против произвола беков, князей, царской администрации, защищали бедных крестьян.
© 2016 abrek.org Портал Абрек