Главная > Знаменитые чеченцы > Иван Цискаров - 1-ый профессиональный писатель нахского происхождения.
Иван Цискаров - 1-ый профессиональный писатель нахского происхождения.11.-01.-2017, 06:21. Разместил: abrek |
![]() Иван Цискаров блестяще закончил полный курс Тифлисской классической гимназии. Впоследствии последовательно служил коллежским регистратором, переводчиком в Тушино-Пшаво-Хевсурской окружной управе, урядником Тушинской милиции, приставом. В чине коллежского асессора в 1859 году вышел в отставку. Имел ряд высоких наград царской администрации на Кавказе. Начиная с 1846 года на протяжении десятилетия на страницах газеты «Кавказ» и альманахе «Зурна», издававшихся в Тифлисе, печатались историко-этнографические очерки, фольклорные записи и легенды, заметки о жизни и быте бацбийцев и кистин, художественные рассказы Ивана Цискарова. Наиболее известные из них: «Дикло и Шанако» (1846), «Картины Тушетии» (1846), «Записки о Тушетии» (1849), «Тушинские песни» (1849), «Лозы любви», кистинское предание (1855). В 1896 году изданы две его книги на грузинском языке. Документальный очерк «Дикло и Шанако» посвящен конкретному эпизоду Кавказской войны, в нем отражены трагические события, происшедшие в 1836 году в результате натравливания царизмом друг на друга обществ горцев, воюющих за свою свободу. Очерк «Картины Тушетии», интересен не только тем, что в нем даны историко-этнографические сведения о тушинах и их генеалогической связи с чеченцами, но и тем, что ее автор Иван Цискаров впервые провел аналогии между тушинским вариантом грузинского эпоса об Амирани («тушинским поверием») и греческим мифом о Прометее и пришел к заключению, что «не трудно узнать в этом поверии искаженный миф греков о Прометее, а может быть, и греками заимствованный у кавказских народов». Грузинский исследователь К. Чрелашвили писал, что Иван Цискаров был «первым из тех, кто отмечал сходство между Амирани и героем греческой мифологии Прометеем» [см.1, c.61]. Профессор Х. Туркаев по этому поводу пишет: «И. Цискаров не только «открыл» для Грузии сказание об Амирани, но, во-первых, доказал, что сказание о Прометее – общее достояние всех кавказских народов, а во-вторых, установил его сходство с греческим мифом о Прометее прикованном»[1, c.61] . Самым крупным из известных произведений И. Цискарова является работа «Записки о Тушетии (границы, разделение, язык, число жителей, кочевка, вера тушин)». Она опубликована в 1849 году в нескольких номерах газеты «Кавказ» с 12 февраля по 26 марта. Здесь автор поставил перед собой задачу дать обширные сведения из историко-культурного прошлого тушинского племени и показать его современное состояние. Лучшим художественным произведением И. Цискарова считается рассказ «Лозы любви» – история трагической любви двух молодых людей, храброго юноши Омар-Али и красавицы Газело, изложенная в романтическом стиле. Основой высокохудожественного рассказа «Лозы любви» послужил сюжет чеченской народной песни «О прекрасной Таху», литературно переработанный и дополненный автором. Об этом фольклорист И.Б. Мунаев пишет: «Данная песня является классическим образцом чеченской народной баллады. Героиня отправляется в горы за возлюбленным и останавливается в сумерках у родника. Она отвергает притязания слуги и становится жертвой его навета. Герой по неведению убивает свою невесту, наказывает виновного слугу, но не может успокоиться и кончает жизнь самоубийством. На могилах возлюбленных вырастают цветы (деревья, кустарники или виноградные лозы), которые переплетаются, символизируя их единство и союз в новой жизни в мире теней. Отметим, что тушинский просветитель середины XIX века Иван Цискаров создал великолепное художественное произведение по мотивам этой народной баллады и назвал его «Лозы любви». Это произведение было опубликовано в Тифлисе в периодике на русском языке [2, с. 348]. Рассказ «Лозы любви» является свидетельством того, что Иван Цискаров обладал великолепным чувством художественного слова, был талантливым писателем. Источник: ИА "Чеченинфо" Вернуться назад |