Главная > Кавказские абреки > Осетинский Робин Гуд Илико Пухаев: легенда, воспетая в песнях и преданиях
Осетинский Робин Гуд Илико Пухаев: легенда, воспетая в песнях и преданияхВчера, 16:25. Разместил: abrek |
Абречество — не просто бегство от закона. Абречество на Кавказе — это не просто уход в горы от преследования. Это сложное социальное явление, часто связанное с протестом против произвола, угнетения и несправедливости. Абре?к становились защитниками простого народа, но при этом объявлялись вне закона. Илико Пухаев стал одним из тех, кого народ любил, а власти охотились. Он был жителем селения Схлит Знаурского района , и его путь в абреки начался после трагического случая. По преданию, в Тифлисе он заступился за осетинских кормилиц, которых грузинские дворяне пытались оскорбить. В драке один из них погиб, и Илико скрылся в горах, став изгоем для государства, но героем для народа. Справедливый разбойник или народный мститель? Илико Пухаев действовал не просто ради выживания. Он обкладывал данью богатых, никогда не трогал бедняков, и даже помогал нуждающимся. Его действия больше напоминали «налоговые сборы» с тех, кто имел возможность платить. Например, в селе Шевлис-кури он составил список состоятельных жителей и назначил каждому сумму, которую те добровольно передавали ему. Его троица (вместе с Габо Гиголашвили и Сави Тедешвили) вызывала страх у местных феодалов, но поддержку у простого народа. Даже грузинские князья, по данным газет того времени, предпочитали договариваться с ним, чем рисковать своей безопасностью. «Князь Вано! Если хотите нас видеть — приезжайте в эту ночь к Сандро непременно. Мы не волки», — писали они, сохраняя странную форму этикета даже в вымогательстве. Поддержка народа и беспомощность власти. Местные жители всячески помогали абрекам — прятали, кормили, предупреждали о рейдах полиции. Даже представители власти жаловались на то, что население не только не сотрудничает с полицией, но и оскорбляет чиновников , называя их «безмозглыми дураками». Более того, некоторые помещики даже снабжали абреков оружием и боеприпасами, опасаясь большего давления со стороны губернаторов или грузинских князей, которые усиливали своё влияние на Южную Осетию. Гибель героя. Пухаев погиб от руки своего же — Шакро Ломидзе , которому доверял. Во время отдыха под дубом в местности Зиулет, Ломидзе выстрелил в спящего абрека, надеясь получить награду от властей. После его смерти, на месте убийства был установлен каменный обелиск, а на нем — слова:«Богатых я грабил и давал беднякам, никого я не убивал, но видишь, что сделал изменник Ломидзе». Этот памятник стал символом скорби и благодарности народа. Наследие Илико Пухаева. Образ Пухаева пережил века. Он стал частью народного фольклора, песен, легенд. Его история — это не просто рассказ о бандите, а повествование о человеке, который не смирался с несправедливостью и боролся за свои идеалы, пусть и вне рамок закона. Как писала газета того времени:«Пухашвили был на самом деле одним из тех разбойников, которые не очень падки до человеческой крови... История разбойника Пухашвили, насколько известно, не омрачена ни одним убийством и грабежом бедняка». Такие строки говорят сами за себя. Илико Пухаев — не просто абстрактный абрек. Он — живое воплощение кавказской чести, справедливости и духа сопротивления. Вернуться назад |